Номер 50 (588), 14.12.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


БЛЕСК И НИЩЕТА ПРЕСТАРЕЛЫХ

(Продолжение. Начало в № 49.)

Латание дыр, когда в качестве заплат используется система периодического увеличения пенсий, никого обмануть не может.

Во-первых, прожиточный минимум (бывшая граница малообеспеченности) растет быстрее минимальной пенсии. В 2001 году соотношение между той суммой, которая по расчету экономистов необходима для выживания (248,16 грн) и величиной минимальной пенсии (58 грн) составляет приблизительно 4,3, в то время как в 2000 году прожиточный минимум превышал минимальную пенсию только в 2,2 раза.

Во-вторых, растет дефицит бюджета Государственного пенсионного фонда (ГПФ). О том, чтобы ГПФ мог выделять какие-то суммы на инвестирование в промышленность и т.о. имел еще один источник пополнения, сегодня мечтать не приходится. Дай Бог, чтобы выплаты не превышали поступления. Но и в этом смысле ничего утешительного нет. Отсюда периодические задолженности по пенсиям на местах.

Также малоэффективно увеличение ГПФ за счет увеличения минимальной заработной платы, а также увеличения обязательных отчислений предприятий в Пенсионный фонд.

В случае роста зарплаты очень скоро возникнет порочный круг: растет зарплата – растет размер пенсии (надо не забывать, что ряды пенсионеров непрерывно пополняются, а демографическая картина такова, что соотношение людей трудоспособного возраста в Украине, как, впрочем, и во всей Европе, неуклонно меняется в сторону старения наций). Так что через несколько лет может оказаться, что дефицит бюджета ГПФ лишь возрастет.

Еще одна предлагаемая мера устранения дефицита ГПФ (и соответственно поднятия пенсий) – это изменение порядка начисления трудового стажа. В стаж предлагается не зачитывать периоды, в которые не выплачивались пенсионные взносы. Это периоды учебы, времени службы в Вооруженных Силах, периоды ухода за ребенком, времени, когда сам работник находился на больничном листе. В свете последнего представляется разумным, чтобы фонды социального страхования сами вносили пенсионные взносы, что сняло бы проблему и упростило расчеты стажа. Что же касается изъятия из стажа периода ухода за ребенком, то это палка о двух концах. Напомним, что в свое время этот период начали включать в стаж, чтобы поднять рождаемость, низкую в Украине, придать женщине-матери вес в глазах общества. Учитывая приведение числа детсадов и ясель к минимуму и дороговизну содержания в них детей, нетрудно просчитать демографический резонанс.

Еще одно предложение – это увеличение возрастного ценза выхода на пенсию: женщины в 60 лет, мужчины в 65. Это предложение многократно вносилось и многократно отвергалось депутатами, хотя практически во всем мире приняты такие возрастные категории. Здесь, однако, не стоит забывать, что условия жизни и, соответственно, здоровье нашего населения отличаются от здоровья населения экономически благополучных стран. И снова встает демографическая проблема: если уж молодая мать не сможет себе позволить "сидеть" с ребенком, то дефицит "молодых" (55-летних) бабушек, безусловно, скажется на рождаемости в стране.

Более разумным кажется предложение поощрительного характера: более поздний выход на пенсию стимулировать повышением процента, набавляемого к пенсии за каждый год сверх стажа. При этом процент должен расти прогрессивно – от 3 % за каждый переработанный год и выше... Существенным недостатком этого предложения является то, что, к сожалению, деньги, отчисляемые в ГПФ, сегодня не являются личной собственностью работника. И если человек умирает сразу после выхода на пенсию, никто его семье деньги не возвращает. Так что такое предложение еще нуждается в дополнительной корректировке.

Кстати, недавно Министерство труда и социальной политики тоже выдвинуло предложение: выплачивать работающим пенсионерам пенсию в таком размере, чтобы сумма зарплаты и пенсии не превышала 600 грн.

(Окончание следует.)

Елена ГРИГОРЬЕВА.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка